Мордвинкин Виктор Васильевич. Персональный сайт.   

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт".

ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru


ПОСЛЕДНИЕ 

ПУБЛИКАЦИИ.


ЗАПИСКИ

РЫБОЛОВА

Рассказ

ТЫКЫНКА.


СОЦИУМ

Рассказ

О МОЕЙ

ФАМИЛИИ.

Изменения

20.03.2016.


ПУТЕШЕСТВИЯ

Фотозарисовка
КИШИНЁВ -

ОДЕССА -

КИЕВ.

СОЦИУМ.

Не красота, на которую так надеется человечество, спасёт мир. Особенно это касается женской красоты. В настоящее время она, однозначно, только развращает мир. Да и вообще, понятие красоты – понятие относительное. Что для одного красиво, то для другого может казаться уродливым.

Не любовь спасёт мир, ибо любовь возникает помимо воли человека. Заставить любить ни себя, ни любого другого человека невозможно.

Мир спасёт только доброта, ибо добрый человек просто не в состоянии нанести преднамеренный вред никому. Есть люди добрые от рождения, а есть те, кого природа не наделила таким качеством, но, глядя на поведение добрых от рождения, они вполне способны копировать их поведение. Волю же тех, кто никоим образом не расположен к доброте, добрые люди вполне могут тем или иным способом ограничить.

В.Мордвинкин. Аборт – убийство. Полемическая заметка по материалам форумов.

В.Мордвинкин. Аборт – преждевременное прерывание беременности, самопроизвольное или искусственное, выкидыш. В основном такое определение можно встретить в солидных справочниках по данному вопросу. Вспоминается мне также семинар, на котором один из докладчиков доказывал тождественность мертворождения, выкидыша и искусственного прерывания беременности. Против этого посыла принципиальных возражений никто из оппонентов не высказал. Главным доводом было то, что не родившийся человек это зачаток жизни и полноценным человеком его считать нельзя…

Через несколько лет после этого семинара мне «посчастливилось» увидеть биомассу – результат так называемой операции по искусственному прерыванию беременности: человеческие ручки, ножки… только очень маленькие. После этого для меня любая женщина, совершившая аборт своего неродившегося младенца, стала убийцей, равной по содеянному убийце своего родившегося ребёнка.

Конечно, бессмысленно запрещать искусственное преждевременное прерывание беременности. Найдутся и «за» и «против» этого. Тем более что тут же появятся «подпольщики».

Может, лучше называть вещи своими именами, не расплывчатым словом аборт, не научным прерыванием беременности, а убийством. Ведь не секрет, что в нашей жизни общественное мнение иногда посильней законов.

А вот действия «подпольщиков» обязательно должны оцениваться законом с максимальной строгостью.

Первый оппонент. Это исключительно мужская дискриминация по отношению к женщине, нарушение её прав на самостоятельное построение своей жизни. У меня двое детей и больше я не собираюсь рожать. И если вдруг случится забеременеть, то ни один мужчина, ни врач, ни сам господь бог не запретит мне сделать аборт. И никакие публикуемые фотографии, меня не испугают. Они специально для слабонервных, коей я не являюсь. Гораздо страшнее смотреть на несчастных, никому не нужных детей. Никакие комментарии и доводы о том, что это убийство тут не действуют. Это МОЯ жизнь. Я решаю, что буду с ней делать и как строить. Кто сейчас может меня заставить изменить моё мнение? Кто считает себя вершителем судеб?

В.Мордвинкин. Вы, на мой взгляд, ошибаетесь. Это не мужская дискриминация и никто не посягает на Вашу жизнь, кроме случаев, оговариваемых законом. Поэтому, если будет такой закон, то Вы обязаны будете его соблюдать. Вы живете в обществе, а не в лесу, впрочем, и там тоже свои законы.

Конечно же, Ваше тело и жизнь Ваша собственность, Ваши яйцеклетки, периодически зарождающиеся и отмирающие – естественный биологический процесс. Но вот оплодотворённая и начавшая делиться яйцеклетка это новая жизнь, собственницей которой Вы уже не являетесь.

Ваши же рассуждения о слабонервности напомнили мне услышанные недавно откровения заключённого, ранее насиловавшего и убивавшего детей. Слабонервность в обсуждаемой ситуации совершенно не причём. Всё дело в уровне развития психики человека и способности этот уровень постоянно повышать.

По Вашим рассуждениям можно подумать, что наши предки, приносившие в качестве жертвоприношения человеческие жизни, были с железными нервами, а вот наши современники, отменившие смертную казнь, грешат слабонервием. Да нет же, человечество вступило на новый, более высокий виток спирали развития и человеческая жизнь стала цениться значительно выше, чем раньше. Поэтому-то всё больше голосов раздаётся в защиту жизни, зародившейся в утробе матери.

По поводу же женщин, убивающих своих детей в материнской утробе, моя знакомая, специалист в этой области, отозвалась так: «Людьми таких женщин назвать язык не поворачивается, основная масса это сексуалдемократки, живущие по принципу – "а будь что будет"».

По поводу несчастных детей. На моем жизненном пути встретилось несколько примеров детей из благополучных семей, спившихся, а некоторые из них, из-за аморального образа жизни, уже лежат в земле сырой. И наоборот, учёные, врачи и т.д., выросшие в детдоме…

Ну и в заключение вопрос для всех форумчан, выдвинувших предложение об ограничениях на аборты. Интересно, как Вы конкретно себе это представляете. Ведь, ограничение это частичный запрет, а разрешение всегда можно купить. Не думаю, что вся наша медицина состоит из ангелов в белых халатах.

Второй оппонент. Я вижу, что Первый оппонент старается обойти ответы на мои посты о разумных ограничениях, а не запрете. Потому что к запрету придраться можно, а к ограничениям, которые предлагал я, нет. Прав они не нарушают. На то, что я написал касаемо того, что на самом деле является поводом для абортов тоже ей нечего сказать. Спасибо этим она показала, что я прав.
А вы, В.Мордвинкин, посмотрите мои сообщения в этой теме и попробуйте опровергнуть, объяснить, почему это не сработает? Может я и в правду, что не доглядел.

Однако думаю, что нет то, что я предложил, сработает идеально, пускай не радикально, ну и что. Убежденных фанатиков абортов и не надо убеждать, что аборты это плохо, им это пофиг.

В.Мордвинкин. Второй оппонент, в этой теме Вы постоянно жалуетесь на то, что обходят Вас вниманием. После первого же Вашего сообщения и мне этого захотелось. Тем более, что Ваши тезисы не получили ясного подкрепления аргументами в дальнейшем. Впрочем, обосновать можно любой тезис, даже об ограничениях на смертную казнь, но вопрос в том, кому это нужно… Я же являюсь противником дискриминационных мер по отношению к женщинам по принципу толщины кошелька. На мой взгляд, в данной ситуации необходимо менять сознание общества. Но это тоже сложно, т.к. «под ногами постоянно путается Ваша любимая экономика».

Первый оппонент, я категорически против запрета и ограничений по проведению искусственного прерывания беременности, т.к. общество к этому ещё не готово, но категорически за изменение сознания по этому вопросу,  за то, чтобы это действие приравнивалось к убийству.

Началом новой жизни считается момент соединения женских и мужских продуктов, каждый из которых имеет половинный набор хромосом, т.е. оплодотворение. И новая зародившаяся жизнь имеет уже полный набор хромосом, присущий человеку. С этого момента оплодотворённая яйцеклетка уже является человеком и хозяином собственной жизни. Святая же обязанность женщины перед творцом опекать своё дитя до состояния дееспособности. Это естественный процесс.

Всё живое на земле имеет тело и душу, и только человеку творец вдохнул ещё и дух, поэтому человек в отличие от животного наделён ещё и высокоразвитым интеллектом, что подразумевает возможность жизненного выбора.

Убийство же животных, на которое вы намекали ранее, не ради удовольствия, а ради пищи это естественный процесс, предусмотренный творцом.

Возможно, в будущем будут приняты законы об ограничении или запрете прерывания, но, на мой взгляд, это возможно будет только тогда, когда в сознании большинства людей прерывание будет ассоциироваться с убийством. Возможно, всё пойдет по другому сценарию в связи с развитием клонирования. Детей будут выращивать в пробирках, желающих кастрируют и стерилизуют. Секс будет только предметом развлечения.

Пути господни неисповедимы. Но на данном этапе развития человечества, по крайней мере для меня, прерывание – убийство, инициированное женщиной с помощью палача в белом халате. Естественен ли этот процесс, решать обществу, наделенному творцом интеллектом.
Второй оппонент. Ага, значит вы против высокой стоимости абортов, вы против штрафа за безответственность. Так может, тогда на основании финансовой дискриминации, отменим штрафы за нарушение ПДД? Действительно неправильно, кто-то с кучей денег будет нарушать, и покупать себе такое право, а кто-то у кого денег нет, вынужден будет ездить по правилам - непорядок. Даешь свободу в нарушении правил ПДД.
Или всё-таки не так?

В.Мордвинкин. Третий оппонент, можно задать вопрос Вам как бывшему медику. Возможно ли спровоцировать выкидыш, подпадающий под категорию несчастный случай, и есть ли в России «бабушки Нюры» и недобропорядочные врачи, которые могут помочь это сделать женщинам, не желающим огласки. Если да, то не только Ваше предложение об ограничении по возрасту будет не эффективно, но и общество лишиться достоверной статистики по вопросу о прерывании беременности.
Третий оппонент.
К сожалению это возможно и такие медики есть. А это уже другой вопрос - об ужесточении меры ответственности врача за допущенные нарушения в работе. Это давно пора сделать. А то если кто-то кого-то убьет, то его могут посадить лет эдак на адцать... А если это сделает врач (дипломированный), то - максимум три года (если докажут вину)... Ну, ошибся доктор, ошибся. С кем не бывает? А в подобных случаях - когда врач советует как прервать жизнь...

В.Мордвинкин. Предположим, что Вы доказываете обществу необходимость принятия закона по ограничению прерывания. В прошлом сообщении я обратился к Вам, как к медику, не зря. Ведь, для отделения естественности от искусственности процесса в данной ситуации необходимо назначение судмедэкспертизы. Насколько я знаю, имитация естественности при искусственном прерывании не представляет большого труда, об этом уже знали и в том числе «бабушки Нюры» в прошлом, ну а медики и подавно. С другой стороны такой судмедэкспертизе необходимо будет подвергать все случаи выкидышей и мертворождения подряд. А Вы видели моральное состояние добропорядочных женщин в этой ситуации? Но и их придётся подозревать. Этично ли это?

Третий оппонент. Самопроизвольный аборт и спровоцированный на самом деле отличить можно, особенно, если использовались медпрепараты. И грамотный врач может это заподозрить и без экспертизы.

В.Мордвинкин. Не могу с Вами согласиться. Нет стопроцентной гарантии, что опытный врач обязательно заподозрит неладное даже при применении медпрепаратов, а уж методики «бабушки Нюры», отработанные веками, почти стопроцентная имитация несчастного случая. Одновременно я очень сомневаюсь, что в такой щекотливой ситуации мнение одного врача послужит основанием для назначения наказания.

И очень плохо, что Вы ушли от обсуждения моральных аспектов данной проблемы, ибо это важный вопрос в процессе улучшения демографического положения страны. Рубануть с плеча дело не хитрое, а не лучше ли всё обмозговать заранее, чтобы не было стандартного «хотели как лучше, а получилось как всегда»

 

 

О происхождении моей фамилии.

 

В связи с поступлением новых исторических данных и писем читателей, а также с необходимостью внесения коррективов, в рассказе возможны изменения. Последнее изменение: 20 марта 2016 года. Произошла корректировка текстов рассказа и обсуждения, а также добавлены сведения касаемо семейства народов Ар и шишковидной железы человека.

 

Случайная встреча в поезде.

В вагон я заскочил, когда поезд уже отправлялся. А мог бы и опоздать, причиной тому было бы, как всегда, врождённое любопытство, заставлявшее меня использовать на всю катушку представившуюся возможность не только сделать дела, но и досконально исследовать чужой незнакомый мне город. Вот и в этот раз я забрался слишком далеко и с трудом успел добраться вовремя до вокзала. Да если бы и опоздал – беда не большая, можно было поехать на другом поезде, но вот встречи, которая у меня произошла именно в этом поезде, могло и не состояться.

Путь от Свердловска до Перми на скором поезде в семидесятые годы двадцатого века был не долог: успеваешь за это время только посидеть-отдохнуть после беготни по городу, да пообедать. Вот и в этот раз, покурив в тамбуре и отдышавшись, я направился в вагон-ресторан, где полногрудая официантка усадила меня за один столик с мужчиной лет пятидесяти профессорской внешности. В ожидании обеда он неотрывно глядел в окно и задумчиво поглаживал указательным пальцем висок. Поздоровавшись, я сел на своё место. Мужчина, не глядя на меня, ответил кивком головы. Не прошло и пяти минут, как нам обоим принесли наши комплексные поездные обеды. Ели мы не спеша и не обращая внимания друг на друга, но когда пили чай, неожиданно разговорились. Оказалось, что он историк, специализирующийся на изучении народов Уральской языковой семьи. Меня это очень заинтересовало.

Со школьной поры, лет этак с двенадцати, меня, как, наверное, и любого человека, интересовало происхождение моей фамилии. Ладно бы был я Ивановым, Петровым, Сидоровым, тут всё ясно, большой информации эти фамилии не дают, но вот фамилия Мордвинкин… Я облазил все полки школьной и нескольких городских библиотек в поисках книг по этому вопросу, но их штудирование не принесло мне полной ясности. Практически все авторы утверждали одно и то же: по их мнению, получалось, что мой предок-родоначальник – женщина мордовка, а род она образовала в период матриархата. Эти книги были написаны солидными историками и филологами, но в истинности посылов в них я засомневался. Были на то причины. Мои родители родом из Пензенской области, где живёт много мордвы; отец из восточной, а мать из западной её части. Когда я гостил там у родственников, меня очень удивляло то, что люди, которых называли мордвой, сами себя так не называли. Они именовали себя мокша, эрзя, меря, черемисы и как-то ещё, я не запомнил. А вот люди с фамилией Мордвинкин, Мордвинов, Мордвиненко и т.д., как сговорившись, называли себя русскими. Мой отец рассказывал мне, что в их роду все в паспортах писались русскими, родоначальницу звали Марфой, а прозвище уличное у неё было Марфа-мордовка. Дальний родственник отца и его односельчанин, носивший ту же фамилию, который был старше отца на десять лет, подтвердил его слова. Да ещё и добавил, что он слышал от своего деда, родившегося в девятнадцатом веке, историю, из которой следовало, что раньше на месте их теперешнего села жил народ, который переселился на север. Здесь же поселились другие народы, которые называли небольшие остатки коренного населения мордвой (возможно, этот народ и сам себя так называл).

– Всё правильно, правы твой отец и родственник, – твёрдо произнёс мой собеседник за столиком в вагоне-ресторане, когда я ему рассказал о результатах своего исследования, – только народ этот ушёл не на север, а на запад. Это были мадьяры. А мордва – по одной версии, это искажённое от слова мадьяр, по второй, мортва, так называли мадьяр народы, которые ныне называются коми. Уж будь спокоен на этот счёт, батенька, в этом деле я собаку съел.

О мадьярах я прочитал попутно, когда штудировал литературу о мордве. Вспомнилась во время беседы в поезде мне одна из книг, где был описан спор учёных о пути мадьяр с Урала в Венгрию. Один доказывал, что они шли лесами, а другой утверждал, что степями. В конечном итоге к единому мнению эти учёные так и не пришли. Но вот то, что их путь, возможно, пролегал и через края, которые сегодня называются Мордовией, Пензенской, Тамбовской областями, это я уяснил. Предположение же, выдвинутое моим теперешним собеседником о тождественности слов мадьяр и мордва меня, честно говоря, смутило. В этом я не преминул случая ему сознаться, на что получил от него краткую лекцию по лингвистическим аспектам этого вопроса…

Из поезда я вышел в Перми, мой попутчик поехал дальше. Ехал он из Свердловска в Киров по делам, но работал, вроде бы, как я понял из беседы, в Перми. В дальнейшем я очень пожалел, что не узнал его фамилии, места работы, так как основные посылы его короткой лекции у меня выветрилась из головы практически в тот же день, поэтому доказать сам тождество слов мадьяр и мордва я уже не мог. Однако, благодаря уверенному внушению моего попутчика, с этого момента я стал считать, что Марфа-мордовка была мадьяркой, и практически не сомневался в том, что по отцовской линии я потомок мадьяр. Укрепляла эту версию и ещё одна история, рассказанная другим односельчанином отца, которая гласила о переселении части венгров уже обратно в Россию. По этой легенде, беглые незаконопослушные венгерские гусары покидали Венгрию, чтобы избежать наказания. Селились они у родственников, которые остались жить, во времена переселения, на европейской части России, в том числе и в местности, родом из которой мой отец.

Эта встреча в поезде у меня произошла в 1975 году. В тот момент я был студентом, увлёкся физикой, а затем после окончания университета интересной работой. Исследования по поводу происхождения моей фамилии сошли у меня почти на нет, некогда было лазить по каталожным ящикам библиотек.

 

Немного мистики.

Существует гипотеза о том, что душа человеческая бессмертна. Покидает она плоть во время физической смерти человека и вселяется через определённое время в новорождённого. Если это так на самом деле, то, опираясь на данную гипотезу, можно предположить, что любой человек проживает несколько жизней. Во время настоящей жизни люди не помнят своего прошлого, но на уровне симбиоза генокода (телесного наследства предков) и «поселившейся» в теле души другого человека, возможно даже родственника, информация о прошлом существует, поэтому к человеку из подсознания невольно могут приходить мысли и воспоминания из далёкого прошлого. Если с понятием генокод всё более или мене ясно, то в какой орган поселяется душа, каким образом она взаимодействует с телом и покидает его, сложно сказать. В настоящее время человеческое тело достаточно хорошо изучено учёными, но вот существует один орган, вернее железа, которая остаётся загадкой для исследователей. Это шишковидная железа, место её размещения головной мозг. Возможно, она и является местом, куда поселяется душа, которая руководит всеми жизненными процессами в теле, а затем в виде излучения, в преобразованном виде, покидает его. Процесс этот может происходить как единомоментно, во время смерти человека, так и на протяжении всей жизни. Второй вариант, на мой взгляд, более приемлем с философской и физической точек зрения, причём цельным объектом, способным к новому поселению в тело новорождённого, душа становится после смерти последнего хозяина, т.е. после того, как его тело прекращает излучение души. Происходит это к концу третьего дня после смерти человека. Возможно, что аккумуляция излучённых порций души происходит в течение всей жизни человека в определённом месте нашего пространства-времени, не регистрируемого людскими органами чувств и приборами, созданными ими (данный посыл, возможно, не должен касаться способностей некоторых животных).

Вспомнил я об этой гипотезе во время первого своего посещения архангелогородских земель в августе-сентябре 1983 года, когда ехал из аэропорта в Архангельск. Меня вдруг осенило, что мне до боли знакомы проплывающие за окном такси пейзажи. Казалось, будто здесь я уже бывал и неоднократно видел эти поля, эти холмы, эту дорогу, по которой еду, теперь заасфальтированную, а раньше…  Неотступно преследовала меня аналогичная мысль и при посещении Соловецких островов, Сольвычегодска, Великого Устюга, Котласа и других населённых пунктов архангелогородских земель.

Не выходит до сих пор у меня из головы и ещё один случай, произошедший в речном трамвайчике, когда мы (я и мои друзья) шли на нём из Котласа в Великий Устюг. На переднем диванчике лицом ко мне сидела женщина с ребёнком на руках, а рядом с ней девушка лет шестнадцати. Девушка то смотрела в окно, то что-то говорила женщине, не обращая на меня никакого внимания. Я же её внимательно рассматривал, не понимая сам, что именно меня заинтересовало в ней, ибо особенной красотой она явно не отличалась и не имела в своей внешности никаких замечательных особенностей. Вдруг её взгляд встретился с моим. Не отводя глаз несколько секунд, девушка пристально смотрела на меня глазами, источавшими весёлые смешинки, а затем улыбнулась красивой белозубой улыбкой. Этот взгляд и улыбка так и пронзили моё сердце и показались мне бесподобно знакомыми. Сошли на берег они раньше нас, в каком не помню населённом пункте в районе границы Архангельской и Вологодской областей. Поглядев вслед удаляющимся от трамвайчика попутчицам, я положил голову на спинку дивана и задремал, но, увидев во сне поразивший меня взгляд, мгновенно проснулся от чувства удушья и тревоги. Мне долго в этот день было не по себе. И сейчас иногда, увидев во сне этот до боли знакомый взгляд, вскакиваю я с постели мучимый тем, что у меня перехватывает дыхание. Ничего подобного в моей жизни до этого случая и в последующие годы не происходило, а уж где я только ни побывал и какие только глаза на меня ни смотрели.

Тут-то я и вспомнил о встрече восьмилетней давности в поезде, где из беседы с историком выяснил, что предки мои по отцовской линии – уральцы мадьяры родом из Рифейских (Рипейских) земель, прошедшие путь по этим землям от Уральских гор до Венгрии с большими по времени остановками в пути. Рифейские земли простирались от Уральского до Скандинавского камней, куда входили и нынешние Архангельская и Вологодская области. Тогда возможно...

Благодаря биотокам, протекающим по человеческому организму, любой человек излучает в окружающее пространство биополе (душа), которое может наводить в органах других людей биотоки. За счёт взаимодействия собственных и наведённых биотоков вполне возможно появление такого эффекта, как резонанс. Для этого только необходимы известные условия. Уж не произошло ли это и со мной в речном трамвайчике, а назойливый сон, который снился много лет подряд – результат записи информации в моём мозгу в момент резонанса, благодаря воздействию биотоков очень родного и близкого мне человека в прошлой жизни.

 

А может быть, мой предок из народа Морд?

В девяностые годы с появлением Интернета открылись широчайшие возможности, с точки зрения доступа к информации по любым отраслям знаний. Практически отпала необходимость лазить по каталогам библиотек, чтобы найти нужную литературу. А какое это утомительное и часто не приносящее результата занятие знает тот, кто занимался этим сам, в Интернете же набрал в поисковике нужное слово или фразу и получай тысячи наводок. Конечно, я воспользовался представившейся возможностью расширить свои познания по интересующему меня вопросу. Мною было прочитано достаточно много книг, но это не принесло мне ясности в вопросе о происхождения моей фамилии, я всё больше и больше запутывался в паутине свалившейся на меня информации. Результатом моих исследований, к моему большому огорчению, стало окончательное осознание того, что ни у историков, ни у археологов, ни у филологов, ни у лингвистов не существует абсолютных знаний, и частенько оппоненты выдвигают диаметрально противоположные гипотезы на основе практически одних и тех же сведений. Почему это происходит, в общем-то, понятно. Документам, с которыми работают историки, нет стопроцентного доверия, можно частенько встретить в работах современных учёных обвинение в том, что их коллеги из предыдущих времён прихвастнули или что-то приписали. Да и трактовка одного и того же документа разными учёными может быть различна по причине их разной подготовки и политической и социальной ориентации. Археологи «чешут репу» по поводу найденных предметов старины не свойственных, по их мнению, культуре данной местности. В основном, ими делается вывод, что причина появления таких предметов – торговля между народами. Возможно, что это так, но наши далёкие предки не отличались любовью к оседлости: зверьё побили, всё, что можно, поели и двинулись осваивать новые земли, а на их место приходил другой народ. Бывало и такое, что агрессивные народы вытесняли более уступчивые племена с выгодных, с точки зрения существования, мест. Большие же расстояния для наших предков не были преградой. Культурный слой любой местности, который исследуют археологи, как правило, имеет небольшую глубину и может содержать предметы, оставшиеся от разных народов, живших здесь осёдло некоторое время. С лингвистами вообще громадные непонятки. Значение большого количества слов неоднократно менялось за многие века, и языки дополнялись чужеродными словами. В этой сфере науки тоже в основном только предположения. В общем, я считаю, что любую печатную работу учёных вышеназванных областей науки нужно начитать словами: «А Хрен (языческое божество) его знает, как было всё на самом деле, моя гипотеза такова…». Но, не смотря на пессимистическое настроение после многолетней читки книг, и у меня появилась своя гипотеза. Гипотеза – громко сказано, так как я не специалист в области выше означенных наук, поэтому права не имею выдвигать их, но вот высказать мнение, которое у меня сложилось после изучения работ специалистов, хотя бы схематично, я могу.

Итак, я начну с тех далёких времён, когда закончился ледниковый период, и оледенение стало отступать на север, когда сформировалась, как река, только Кама, а верхней Волги, Оки, Суры и других рек ещё не было, место их теперешнего расположения представляло собой массив проточных озёр и болот. Этот факт подтверждается наличием большего количества береговых террас именно у Камы. Славяне в те времена ещё жили в Европе, мокша и эрзя в районе современной Средней Азии (например, перевод названия киргизского города Ош и с мокшанского и эрзянского языков – город). Левобережье Камы на севере занимали вогулы и мадьяры, на юге (и левобережье современной средней Волги) морды (морты, мурты – вариации слова, в переводе с языков народов Пермской языковой группы – человек). Возможно, юг левобережья Камы (и левобережья современной средней Волги) был центром первоначального поселения в Европе всех муртов, мортов, мордов, которые в дальнейшем распространялись, по границе уходящего ледника, на запад, присваивая приставки и окончания к названию своего народа. Так появился народ удмурты (уд – росток, царство) и «царство муртов». Свободную от болот большую часть правобережья Камы и всю среднюю полосу современной России занимали морды, именовавшиеся мордвой. Мордва (мортва – человек-воды на языке коми-пермяков), возможно, так назывался народ, живший на земле, изобиловавшей озёрами и болотами, но возможно, что название это образное, т.е. движущиеся полчища мордов были похожи на движение воды или изобиловавшая большим количеством воды местность не была пригодна для жизни и называлась, например, латинскими народами морт – мёртвой. На территории современной Украины (северная часть левобережья Днепра) и Белоруссии жили морды, именовавшиеся мордасами. Морд-ас, уж очень похожа вторая часть этого слова на слово «встреча» на языке коми, возможно, это были пограничные (со славянами) земли мордов. В некоторых работах можно встретить предположение, что название города Киев дано представителями народов Уральской языковой семьи, а именно мордвой (Кие-ва), а не славянами, вытесненными из Европы Германскими народами и поселившимися здесь позднее. Жили в указанных мной местностях, конечно, и другие народы Уральской, Арской и Тюркской языковых семей, но мне показалось из информации данной мне книгами, что всё-таки именно морды были первооткрывателями европейской части современной России. Кого же считать теперь истинно русскими и чьих слов больше в русском языке – Славянской или Уральской языковых семей, а может, Арской или Тюркской – это большой вопрос.

Как отмечается в большинстве источников, морды были уступчивыми и достаточно не воинственными людьми, поэтому в процессе нормализации жизненных условий на севере, они уходили туда, оставляя жизненное пространство для вытеснявших их народов. Примером этому может служить вытеснение мокшей и эрзя коренного населения с территории, которая называется в настоящее время Мордовией, и где проживала ранее мордва. Уходила мордва по тем или иным причинам, конечно, не вся, а оставшиеся на родине люди и именовались пришлыми народами мордвой. Бывало, что уходили из родных мест на освоение новых территорий в основном только мужчины, которые заводили там новых жён, новые семьи. Возможно и мой предок – Марфа-мордовка была из тех, кто остался на территории Пензенской области с семьёй, которая была по какой-то причине не мобильна.

В настоящее время основное место компактного проживания мордов – Республика Коми, Коми-Пермяцкий округ в Пермском крае и Республика Удмуртия. Так это или не так, на сто процентов утверждать нельзя, но, по крайней мере, в большом количестве работ специалисты намекают на это. Тут нужно бы дать список литературы, прочитанной мной, но больно уж он будет велик для моего короткого рассказа. Однако, для тех, кто интересуется данным вопросом и ещё толком ничего не читал, советую начать со следующих книг:

– И.Н. Смирнов. Мордва. Историко-этнографический очерк. 1895г. (а так же его же книги «Пермяки», «Вотяки», «Черемисы»).

– Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н., Сушкова Ю.Н. Финно-угорские народы (Мой край мордовский). 2009г.

А уж затем в Интернете или библиотеках можно найти и другую литературу по этому вопросу.

Конечно, я продолжу в дальнейшем свои изыскания по вопросу значения фамилии, которую я ношу, но, по крайней мере, в настоящее время склонен считать, что её мне подарил мой далёкий предок – выходец из народа морд, а точнее мордва. По отцовской линии моей матери родоначальником является аряй, представитель большого семейства народов Ар. Однозначного ответа и в этом случае нет. Ну и конечно, в производстве моей родни не обошлось без славян и татар. Так что я истинно русский, представитель русской нации, объединившей в себе многие народы.

Существует также гипотеза Татищева о распространения финнов с запада на восток, но она имеет, на мой взгляд, мало оснований.

Для любителей и знатоков антропологии публикую фотографии моих дедов.

 

 

Мои деды: по линии отца морд-ва (фото 1943 г) и по линии матери ар-яй (фото 1937 г).

 

Обсуждение рассказа, ответы на письма.

Mordvin (Kiev). Рассказ прочитал с удовольствием. О том, что город, в котором я живу, назвали Киевом представители Уральской языковой группы, я наслышан. А вот кто вытеснил мордов из этой местности, не знаю. Литература?

В.Мордвинкин. Для меня этот вопрос тоже не является окончательно решённым. Из прочитанных книг, на мой взгляд, следует, что это были славяне, а именно скифы-анты, затем здесь поселились родственные им (?) западные славяне, вытесненные Германскими народами из Европы. Советую почитать Нидерле Л. «Славянские древности», Карачаров А. «Славянские древности», Седов В. «Откуда есть пошли славяне», Смирнов И.Н. «Мордва». Историко-этнографический очерк. 1895г., Смирнов А. «Скифы». Возможно, Вы найдёте ответ на этот вопрос.

КОМИк (Екатеринбург). Забавный рассказ, вот только плохо вериться, что мордва и мадьяры – тождественные названия одного и того же народа. А третья часть рассказа вообще вызывает много сомнений.

В.Мордвинкин. Вполне возможно, что именно мадьяр представители Пермской языковой группы называли «мортва» (человек воды или движущиеся, как вода, люди), а затем их так стали величать и другие народы. Сами мадьяры себя мортвой могли не называть, и этого слова в современном венгерском языке нет.

Nata (Samara). С чего вы взяли, что название мордва не принадлежит народам мокша и эрзя. Может быть, ваши родственники что-то перепутали?

В.Мордвинкин. Самые ранние сведения о мордве даёт Рубруквис (13 век): «За Доном, к северу, идут громадные леса, в которых живут два народа. Moxel (мокша) – чистые язычники, не знающие законов… За ними живёт другой народ, который называется Merdas, а у латинян Morduini. Они сарацины…». Такие сведения даны в следующей работе: Смирнов И.Н. «Мордва». Историко-этнографический очерк. 1895г.

В.Зырянов (Пермь). С момента зарождения фольклорного фестиваля «Камва» в Перми меня шокирует его название, а именно, добавление «в» в название реки Кама.

В.Мордвинкин. Солидарен с Вами, название реки Кама, похоже, не коми-пермяцкого происхождения. Во-первых, окончание «ма» явно указывает на то, что это название присвоено реке вогулами (ныне манси). Во-вторых, возможно, это слово булгарского происхождения. В языке булгар: кама – клинок. В болгарском языке до сих пор существует это слово. Более логичным было бы, на мой взгляд, назвать: фестиваль уральских народов «Кама», а ещё лучше «Парма», т.к. он проходит на пермской земле, название которой произошло, предположительно, от слова Парма.

Тамара (Пермь). В 2013 году в Пермский край приезжала делегация финно-угорских народов (финны, венгры, эстонцы). Так вот им журналистом радиостанции «Эхо Перми» был задан, на мой взгляд, совершенно безграмотный вопрос: «Понимают ли они коми-пермяцкий язык». На этот вопрос журналисту был дан вполне явный ответ: «Нет».

В.Мордвинкин. Финны, венгры, эстонцы, коми-пермяки относятся к одной – Уральской языковой семье, но к разным группам, и, по сути, являются разными народами, имеющими резко отличные языки. Финны и эстонцы относятся к Прибалтийско-финской группе, венгры к Угорской, коми-пермяки к Пермской. Привожу для наглядности два рисунка. Рис.1 взят из Интернета (90-е годы прошлого века, автор не был указан) и Рис.2 из книги Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н., Сушкова Ю.Н. Финно-угорские народы (Мой край мордовский).

 

 

 

Схема на Рис.1, на мой взгляд, более точно учитывает особенности языков и распределяет уральские народы по группам. А вот вторая схема (Мокшина) на Рис.2 вызывает сомнения, благодаря неуместному прибавлению к некоторым терминам слова «финско».

Владимир (Пермь). В одной из передач пермского радио, совсем недавно, я слышал выражение: «…финны пришли на Урал». Сказал это представитель (не запомнил какого) фольклорного коллектива. Этот посыл вызывает большое сомнение. Если бы это было так, то тогда коми-пермяки без проблем понимали финский язык.

В.Мордвинкин. Возможно, представительница фольклорного коллектива является сторонницей гипотезы Татищева о распространении финнов с запада на восток, но эта гипотеза не имеет веских оснований. Согласен с Вами, говорить так, на мой взгляд, нельзя. Во-первых, термин «финны» в настоящее время принадлежит однозначно народу суоми, во-вторых, первоначальные территории, которые занимали народы, называемые раньше финнами, точно не определены. Коми-пермяки не понимают финского языка, но зато прекрасно понимают языки коми-зырян и удмуртов. На мой взгляд, народы Пермской группы (морды, по моей версии) были вытеснены с запада и юга на территорию современного Урала славянами, родственными народами Волжской языковой группы и тюрками. Вполне возможно, что термин мордасы должен принадлежать коми-зырянам, мордва – коми-пермякам, удморды – удмуртам.

Иван М (Воронеж). Очень уж неблагозвучное название вы выбрали для описываемого в рассказе народа (морды), вызывающее нехорошие ассоциации. Можно их было назвать хотя бы мортами.

В.Мордвинкин. Хочется, Иван, напомнить Вам хорошую русскую поговорку: «Не имя красит человека, а человек имя», это, во-первых. Во-вторых, мою фамилию дали мне мои предки по отцовской линии, поэтому я обязан, как и любой другой нормальный человек, чтить это наследство. А то, что оно вызывает негативные ассоциации у кого-то, меня совершенно не волнует, это их проблемы. Любому слову можно придать негативную окраску.

По этому поводу привожу одну реальную историю. Моя мама приехала на Урал в конце сороковых годов. В группе завербовавшихся с ней приехал её земляк – молодой парень, который стеснялся своей неблагозвучной фамилии. В конце концов, он сменил её на фамилию известного певца. Умственными способностями этот парень не блистал, поэтому не изменилось к нему и отношение людей. Мама удивлялась его поступку, так как его старая фамилия славилась в их родном городке и было честью иметь её. И для меня эта фамилия всегда была фамилией знаменитого уральского игрока в хоккей с мячом, поэтому никакой негативной окраски не несла.

М.Орлов (Пермь). Был у меня знакомый – мокша, так он очень похож на вас, Виктор Васильевич, такой же круглолицый и черноволосый. Так что родоначальник ваш по отцовской линии была мордовка-мокша. Это, согласно вашей фамилии, утверждают и учёные.

В.Мордвинкин. Да, Михаил Васильевич, давненько мы с Вами не виделись, Вы стали забывать конфигурацию моего лица. Круглолицым я не был никогда. Моя бабушка по отцовской линии, увидев меня в двадцатисемилетнем возрасте, заявила: «Наша порода, все Мордвинкины в роду были долгорылыми и рано лысели. Вот только мастью удался в мать». Действительно, тёмно-каштановые волосы и карие глаза я унаследовал от родни по материнской линии, от аряев (семейство народов Ар). А вот отец у меня имел тёмно-русые, с небольшой рыжинкой, волосы и серые глаза. Родился он в Пензенской области, в селе, название которого оканчивается на «лей». Село стоит на одноимённой небольшой речке в бассейне реки Сура. «Лей» – однозначно обозначает воду на эрзянском языке (на мокшанском вода – «ляй»). Да и место компактного проживания народа эрзя в настоящее время определяется бассейном реки Сура. Значит, мой предок по линии отца – эрзянка. Но вот жители этого села с фамилией Мордвинкин и мои родственники не относят себя к эрзя и говорят, что в паспортах они всегда писались русскими. Помню, как в пятидесятые годы, когда я ещё был дошкольником, сам слышал шутки по поводу ношения эрзянскими женщинами длинных рубах и штанов (мокшанские носили тоже). В эрзянских деревнях такой наряд в те времена ещё встречался. Мои родственники говорили, что существует легенда о проживании давным-давно другого народа на месте их села. Этот народ переселился на север. К нему они себя и относят и утверждают, что женщины этого народа штаны не носили.

Теперь по поводу исследований учёных. У учёных любых направлений нет абсолютных знаний, они в основном выдвигают гипотезы благодаря постулатам, которые вырабатываются на основе полученных знаний и фактов. Ограничиваются эти гипотезы интеллектуальными способностями человека и социально-политическими процессами в человеческом обществе. Историки работают с документами, к истинности которых нет большого доверия, т.к. каждый правитель писал и переписывал историю под себя, были и непреднамеренные ошибки. Временные рамки, поэтому, могли быть изрядно смещены, а суть исторических событий искажена. По этому поводу хорошо выразился Сервантес: «Историков нужно судить, как фальшивомонетчиков». У меня сложилось своё мнение по поводу учёных этого направления: «История – продажная тётка, а историки – её сутенёры» (образное сравнение). Некоторые мои знакомые врачи шутят, что лучшим способом контрацепции служат включённые мозги человека. Историков, конечно, слушать нужно, но, доверяя, необходимо проверять их посылы и никогда не выключать свои мозги, веря им на слово. Изучение истории происхождения моей фамилии, начатое ещё в школьные годы, убедило меня в этом.

Но всё-таки, существуют исторические свидетельствования, которым с некоторой натяжкой можно верить. К таким документам, для меня, относится работа фламандского монаха-миссионера Рубрука (Рубруквиса) «Путешествие в восточные страны». По крайней мере, у него не было нужды искажать факты местоположения в 13 веке и названий некоторых народов Уральской языковой семьи. Вот на этих фактах как раз и базируется моя гипотеза о происхождении мордвы и моей фамилии. Правда, и его работа вызывает некоторые сомнения, так как, судя по маршруту путешествия, он, возможно, узнал о народах нынешней Пермской языковой группы понаслышке.

 

 

Вильгельм де Рубрук (Гильом Рубруквис). Путешествие в Восточные страны в лето Благости 1253. (Перевод А.И.Малеина.)

Глава шестнадцатая.

О стране Сартаха и об её народах.

Эта страна за Танаидом (ныне Дон) очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: моксель (мокша), не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нём всё время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мёд и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые мердас, которых латины называют мердинис (мордуини в других источниках), и они — сарацины (мусульмане). За ними находится Этилия (Этиль, Итиль – ныне Волга). Эта река превосходит своею величиною все, какие я видел; она течёт с севера, направляясь из Великой Булгарии (ныне Татарстан) к югу, и впадает в некое озеро, имеющее в окружности пространство в четыре месяца; о нём я скажу вам после. Итак, эти две реки, Танаид и Этилия, отстоят друг от друга в направлении к северным странам, через которые мы проезжали, только на десять дневных переходов, а к югу они очень удалены друг от друга. Именно Танаид впадает в море Понта (ныне Азовское море), а Этилия образует вышеназванное море или озеро (ныне Каспийское море), вместе со многими другими реками, которые впадают в него из Персии…

 

Сведения, которые можно почерпнуть из работы Рубрука, являются, пожалуй, самыми ранними из более или менее достоверных о народе, называемом мордуини, мердинис, мердас. Возможно, что так называли не один народ, а группу народов, говорящих на похожих языках или проживавших рядом друг с другом. Если многие исторические источники упомянутый в работе народ моксель однозначно относят к современной мокше, то к кому отнести название мордуини не ясно. Однозначно можно, пожалуй, исключить только булгар, т.к. этот народ упоминается Рубруком персонально. Считается, что мадьяры в девятом веке уже переселились в Европу, но вот довольно большие «осколки» этого народа могли остаться на территории современной России и, вполне возможно, речь идёт о них. Возможно, это были эрзя (ныне один из двух мордовских народов); возможно –  коми-зыряне (ныне коми; кстати, название столицы современной Мордовии Саранск произошло от слова саран, что в переводе с современного мансийского языка означает коми). Возможно, потомки мордуини – нынешние коми-пермяки (мортва: морт – человек, ва – вода на коми-пермяцком языке). Не исключено, что мордуини – это достаточно влиятельный народ в те времена на европейской части нынешней России – вогулы (ныне – манси). «Ма» (в переводе с вогульского на русский значит страна, край, местность) – окончание названий местностей и рек явно принадлежит им. Название широко известного посёлка Потьма, в нынешней Мордовии, например, переводится с мансийского, как место ясака. Название Парма, приписываемое коми-пермякам (дух мёда), возможно, произошло от вогульского парсма – доходный (барыш) край, Кама – от вогульского Кайма – край токующих глухарей или Карма – край дятлов, видоизменённое булгарами (Кама в переводе с булгарского – клинок, это слово есть и у болгар и сербов, заслуга в этом, вероятнее всего, булгар). Возможно, мордуинами Рубрук называл вотяков (ныне удмурты) или черемисов (ныне марийцы), эти народы проживали тоже в указанных им местах.

Теперь нужно более подробно упомянуть о родине моего отца – носителя фамилии Мордвинкин, а возможно, и Мордуинкин. Современное название села, в котором он родился, Чибирлей, Кузнецкого района, Пензенской области (при Советской власти). Стоит село на небольшой речке Чибирлейка, впадающей в реку Кадада, которая в свою очередь является притоком реки Сура.

Из статьи в газете «Саратовский дневник» за 1886 год, № 49, следует, что основано оно в 1694–1697 годах служилыми чувашами. В 1723 году это деревня Чеберлей Симбирского уезда, расположенная на речке Чеберлей. Во второй половине 18 и начале 19 веков – село Никольское (построено две церкви) на речке Медаевке (здесь много ухожей с дикими пчёлами, а затем пасек с домашними), поместье графа Воронцова. После отмены крепостного права и выкупа земель у Воронцова, село и река стали называться Чибирлей, находились они в Кузнецком уезде Саратовской губернии. С 1877 года село – центр Чибирлейской волости.

Во времена, когда ещё не было деревни Чеберлей, по всей вероятности, края эти заселял народ, который и дал название речке. Возможно, она называлась на уральский манер (чебер, чёбер – щёголь в переводе с вотяцкого языка и вятского говора, мера вина в переводе с венгерского – мадьярского), а, может быть, река названа была как Чебера (по аналогии с Сура, Вишера и т.д.) аряями (аряи – Арский народ, тождественное название арии, поволжские немцы) или одним из Тюрских народов, например, чувашами. Заселившие эти края впоследствии эрзя изменили окончание названия на свой манер и стали называть реку как Чеберлей.

Но не ошибся ли «Саратовский дневник» представляя деревню как Чеберлей? А, может быть, переименовывая село из Никольского в Чибирлей, жители и власти просто забыли истинное название своего поселения, но, возможно, вернули истинные имена селу и реке. Может быть и так и эдак, но вот слова «чибир» нет ни в одном евроазиатском языке. Зато есть слово «чиби», которое переводится на русский с коми-зырянского, как короткое бревно во фронтоне срубного дома или место соединения сарафанных лямок на спине, с коми-пермяцкого (чиби, чибу), как жеребёнок или лошадка, с алтайского, как ель. Можно предположить, что первым корнем в названии села является «чиби», вторым «лей», вот только лишней оказывается буква «р». Если вспомнить легенду о жителях села, которые не относят себя ни к мокше и эрзя, ни к тюркам и утверждают, что народ, к которому они принадлежат, переселился на север, то явно имеет право на существование версия о народе мордва, который стал называться впоследствии коми-пермяками. Тогда современная река Чибирлейка при них, возможно, называлась Чибива, заменившие их Арские или Тюркские народы поменяли название на Чибира, сменившие их эрзя на Чибирлей, а русские поселенцы добавили к названию «ка». На русско-славянский манер она теперь называется Чибирлейка, и её история вполне может быть похожа на историю другой  речки, протекающей тоже в Пензенской области, имеющей название Липлейка.

Так что, Михаил Васильевич, причисляете Вы мою родоначальницу по отцовской линии к мокше безосновательно. Она была, скорее всего, из коми-пермяков, коми-зырян или мадьяр. С меньшей долей вероятности, её можно причислить к эрзя или к одному из алтайских народов, но и этот вариант возможен тоже…